Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ВИДЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

Дата: 27 марта 2020 в 10:19

ВИДЫ РАБОТ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

 

 «Ранжирование». Предлагается ряд поня­тий, которые необходимо расположить по значимости в порядке убывания, возрастания, т. е. провести ранжирование. Обычно — от более к менее значимому.

«Схема». Предлагается схема, которую необходимо заполнить на протяжении занятия или его определен­ного этапа. Можно предложить составить схему по заданной теме.

«Мой словарь» или «Словарь... (фамилия слушателя)». Предлагается каждому составить свой словарь. Для этого необходимо дать определение терминам, написанным на листе бумаги. В на­звании — указать свою фамилию, например, «Словарь Богдано­вич». После выполнения задания педагог проверяет и анализирует работу. Подводятся итоги, выбирается словарь, в котором даны наиболее точные определения.

 «Объясни выражение». Педагог вывешивает на доске или раздает несколько высказываний. Предлагается объяс­нить  смысл одного из них (на выбор).

«Интервью». Задание проводится в паре. Один участник берет интервью, а второй — отвечает на поставленные вопросы. Существуют разные варианты проведения. Например, участнику предлагается представить, что он — корреспондент, которому не­обходимо взять интервью у родителя, министра образо­вания и т. д.

«Хочу все знать!» Участникам раздаются чистые цветные карточки, на которых предлагается написать вопрос, который ин­тересует их больше всего. Затем карточки с вопросами собираются в шкатулку и перемешиваются. Участники берут по одному вопросу (по принципу лотереи). Ответ необходимо подготовить к следующему заседанию. Можно обратиться за помощью к специалистам.        

 «Я самый интересный...» На столах у слушателей разложе­ны листочки с написанными на них существительными (методы, приемы, технологии и т. д.). В течение 2 мин участникам необходимо придумать текст, с помощью которого они должны будут убедить остальных в том, что самый интересный именно этот метод, прием и т. д.

«Коктейль качеств». Слушателям предлагается список качеств личности. Из него необходимо составить «коктейль», т. е. — выб­рать те 5 качеств, которые участники считают самыми важными в жизни (в профессии педагога, …), и придумать название коктейля.

«Узнай меня». На доске записано незнакомое слово. На столе лежат четыре карточки с толкованием слова. Необходимо подобрать правильные трактовки, которые могут быть разными или похожими, отличающимися несущественно. Развивает внимание, мышление.

«Фейерверк дат». Педагог должен подготовить список са­мых известных дат из разных областей знаний. Называется дата, указывается слушатель, который должен ответить. Если он не отвечает, то выбывает из игры. И так до того момента, пока не останутся два слушателя, которые являются победителями. Можно им предложить сыграть в фейерверк дат между собой. Даты не должны повторяться. Побеждает тот участник, у кого больше правильных ответов.

К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой, а также с разнообразными предметами и знаками.

-Одиночная форма — деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой цели.

- Парная форма — игра одного человека с другим челове­ком, как правило, в обстановке соревнования и соперничества.

- Групповая форма — это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.

- Коллективная форма — групповая игра, в которой соревно­вание между отдельными игроками заменяют команды соперников.

- Массовая форма игры — тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновре­менно преследуют миллионы людей.

Больше всего слушателям нравится групповая форма проведения игр. Это объясняется стремлением к общению с коллегами, стрем­лением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет.

Для того чтобы игровые формы обучения были эффективными, укрепляли и расширяли знания, педагогам необходимо соблю­дать следующие рекомендации:

  1. ответственно подойти к выбору игры, ее содержанию;
  2. хорошо продумать ход проведения игры;
  3. обязательно соблюдать условия и правила игры;
  1. никогда и никого нельзя заставлять играть, в игре важно заинтересовать!
  2. быть объективным;
  3. не перенасыщать образовательный процесс игровыми методами.

 

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С КАДРАМИ

Использование сказочных героев, сюжетов и т. д.

Рецензия. Слушатели отвечают, а рецензисты пишут рецензию ответа по схеме:

1) раскрытие темы,

2) полнота ответа,

3) нали­чие интересных фактов,

4) логика мышления,

5) культура речи,

6) ошибки и неточности во время ответа.

Кроссворд (ассоциативный). Этот известный прием предназ­начен для отработки новых понятий и закрепления изученных. Возможны разные варианты организации деятельности слушателей с кроссвордами: разгадать, составить, найти ошибку и т. д.

Фантазеры. Заранее подготовленные слушатели рассказывают всей аудитории текст, допуская при этом несколько ошибок. Задача остальных - найти эти ошибки.

Передача предмета. Выбирается любой предмет: мячик, кубик, мишка (в зависимости от ситуации). Участники передают его по очереди друг другу, сопровождая ответом на вопрос ведущего.

Вопрос — ответ. К столу, на котором лежат карточки с вопросами и ответами, выходит пара слушателей. Один выбирает вопрос, другой— ищет на него ответ.

Цепочка. Цепочки могут быть разных типов: ответов, вопросов, умных мыслей, терминов и т. д. Игра развивает внимание.

Блеф-клуб. Ответы на вопросы типа: «Верите ли вы, что...», «Правда ли, что...».

Найди вопрос. На доске написаны ответы, необходимо подбирать к ним вопросы.

Наведи порядок. Слушателям предлагаются слова, которые нужно поставить в определенном порядке, чтобы получилось предложение. Затем из полученных предложений составить текст.

Рекламная компания. После изучения темы предлагается сделать рекламу, рекламный плакат.

Шпаргалка. Слушатели делятся на 2 группы. Первая группа читает текст, пишет шпаргалки по данной теме (рисунки, схемы, краткое содержание и т. д.), затем передает их слушателям второй группы, которым с помощью данной шпаргалки необходимо рас­крыть содержание текста.

Автор консультации. Педагогам предлагается научный текст, который нужно переписать для разных категорий людей: коллег, родителей, дошкольников, бабушек и т. д.

 

СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать.

Ф. Ларошфуко

В последнее время выражение «ситуация успеха» стало очень популярным в педагогической практике. Положительные эмоции являются важнейшим стимулом для педагогов в образова­тельном процессе. Этот прием носит двусторонний характер: си­туацию успеха организует для своих педагогов руководитель, но в даль­нейшем обязательно должен наступить такой момент, когда педагоги будут стараться создать ситуацию успеха для своего руководителя. Этот момент является ценным критерием действитель­ной оптимизации образовательного процесса.

Что же такое ситуация успеха?

С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин, — это переживание состояния радости, удовлетворения: от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо пре­взошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобожда­ющая огромные, скрытые до поры возможности личности.

С педагогической точки зрения ситуация успеха — это целе­направленное, организованное сочетание условий, при которых со­здается возможность достичь значительных результатов в деятель­ности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Ситуация успеха создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Успех в деятельности — один из источников внут­ренних сил педагога, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание самообразовываться. Поэтому руководитель должен дать каждо­му педагогу возможность пережить радость достижения, осоз­нать свои возможности, поверить в себя. И наиболее эффективным здесь будет путь создания ситуации успеха среди коллег, где каждый педагог сможет проявить свои способности, реализовать свои идеи. Особенно важно переживание ситуации начинающим педагогам, кото­рые испытывают трудности.

Как руководителю создать ситуации успеха в образова­тельном процессе?

Прежде всего, необходимо:

^ подготовить педагога к правильному восприятию нового вида деятельности, настроить на правильное выполнение поставленных задач: «Я уверена, что все у вас получится!»;

^ подбодрить, если педагог допускает ошибки или у него не получается что-либо выполнить;

^ повышать интерес к изучению нового, используя творческие задания и т. д.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА

Личность — это то, что человек делает из себя сам,

утверждая свою че­ловеческую жизнь.

Человек утвержда­ет свою личность в повседневных де­лах,

в общении с людьми, которым он передает частицу себя...

А. Н. Леонтьев

Тема педагогической этики очень деликатна, т. к. от нее во многом зависит результативность образовательного процесса.

Главным в педагогической деятельности является лично­стный аспект. Нравственные качества, которыми должен обладать педагог: честность, порядочность, доброта, сопереживание, кор­ректность, отстаивание своих взглядов при учитывании интересов других. Для того чтобы улыбнуться, сказать добрые слова, нужны считанные секунды, а сколько успеха приносят они в педагоги­ческой деятельности. Только искренней любовью можно заслужить доверие ребенка, право его учить и воспитывать.

Необходимо учить детей быть «солнышками», светить добрыми делами, согревать окружающих своим теплом. А для этого и сам педагог должен быть тем же «солнышком». Каждый ребенок хо­чет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой люб­ви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом.

Дети должны ощущать себя ценными в этом мире, чему помогут такие фразы, как: «Ребята, вы талантливы!», «Вы при­носите радость этому миру» и др.

Золотые правила успешного педагога

- Стремитесь быть личностью, к которой тянутся дети.

- Старайтесь завоевать любовь и уважение детей к себе. Это возможно, когда Вы сами любите, уважаете и заботитесь о каждом ребенке.

- Не заводите «любимчиков», все дети равны.
- Будьте всегда веселы, проявляйте чувство юмора, «излучайте» тепло. От вас должен исходить позитив.
- Поддерживайте каждый успех ребенка.
- Вдохновляйте ребенка к новым достижениям.
- Будьте доброжелательны, ведь в детях нет ничего, что вы­зывает  жестокость.

- Обретите гармонию души для того, чтобы потом помочь об­рести ее детям.

-Учитесь владеть искусством общения с детьми, тогда сумеете найти подход к ним, общий язык.

- Уважайте себя, собственное достоинство, свои успехи. Это помогает развить данное качество и в ваших детях.

- Контролируйте свои эмоции, чувства. Ваша деятельность не должна зависеть от настроения.

- Цените доверие детей, защищайте их, уважайте их чувства.

- Боритесь с ленью воспитанников, доносите до них сведения, что только активная познавательная деятельность является залогом достижения успеха в жизни.

- Будьте терпеливы, не требуйте от детей невозможного.

- Помните, что у ножа одно лезвие, а у слова — их тысячи. Следите за сказанным, умело подбирайте тон разговора. Знайте цену каждому слову.

- Хвалите детей. Не бойтесь перехвалить их. Они так нуждаются в ваших теплых словах.

- Не принуждайте. Принуждение порождает ненависть, умейте убеждать.

Педагогов, которые в своей деятельности придерживаются всех этих правил, единицы. Но Вы начните с пяти. Поверьте, когда вы увидите результат, который проявится в отношении детей к вам, остальные правила будут выполняться сами собой — от души.

Правила педагогического общения

Педагог должен:

- продумывать каждое свое слово, не быть пустословным;

- быть требовательным к себе и к окружающим;

- быть лаконичным, динамичным;

- уметь смотреть на себя глазами ребенка;

- уметь обьективно оценивать действительность;

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.