ВИДЫ РАБОТ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА
«Ранжирование». Предлагается ряд понятий, которые необходимо расположить по значимости в порядке убывания, возрастания, т. е. провести ранжирование. Обычно — от более к менее значимому.
«Схема». Предлагается схема, которую необходимо заполнить на протяжении занятия или его определенного этапа. Можно предложить составить схему по заданной теме.
«Мой словарь» или «Словарь... (фамилия слушателя)». Предлагается каждому составить свой словарь. Для этого необходимо дать определение терминам, написанным на листе бумаги. В названии — указать свою фамилию, например, «Словарь Богданович». После выполнения задания педагог проверяет и анализирует работу. Подводятся итоги, выбирается словарь, в котором даны наиболее точные определения.
«Объясни выражение». Педагог вывешивает на доске или раздает несколько высказываний. Предлагается объяснить смысл одного из них (на выбор).
«Интервью». Задание проводится в паре. Один участник берет интервью, а второй — отвечает на поставленные вопросы. Существуют разные варианты проведения. Например, участнику предлагается представить, что он — корреспондент, которому необходимо взять интервью у родителя, министра образования и т. д.
«Хочу все знать!» Участникам раздаются чистые цветные карточки, на которых предлагается написать вопрос, который интересует их больше всего. Затем карточки с вопросами собираются в шкатулку и перемешиваются. Участники берут по одному вопросу (по принципу лотереи). Ответ необходимо подготовить к следующему заседанию. Можно обратиться за помощью к специалистам.
«Я самый интересный...» На столах у слушателей разложены листочки с написанными на них существительными (методы, приемы, технологии и т. д.). В течение 2 мин участникам необходимо придумать текст, с помощью которого они должны будут убедить остальных в том, что самый интересный именно этот метод, прием и т. д.
«Коктейль качеств». Слушателям предлагается список качеств личности. Из него необходимо составить «коктейль», т. е. — выбрать те 5 качеств, которые участники считают самыми важными в жизни (в профессии педагога, …), и придумать название коктейля.
«Узнай меня». На доске записано незнакомое слово. На столе лежат четыре карточки с толкованием слова. Необходимо подобрать правильные трактовки, которые могут быть разными или похожими, отличающимися несущественно. Развивает внимание, мышление.
«Фейерверк дат». Педагог должен подготовить список самых известных дат из разных областей знаний. Называется дата, указывается слушатель, который должен ответить. Если он не отвечает, то выбывает из игры. И так до того момента, пока не останутся два слушателя, которые являются победителями. Можно им предложить сыграть в фейерверк дат между собой. Даты не должны повторяться. Побеждает тот участник, у кого больше правильных ответов.
К индивидуальным формам игр можно отнести игру одного человека с самим собой, а также с разнообразными предметами и знаками.
-Одиночная форма — деятельность одного игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью от результатов достижения поставленной ими искомой цели.
- Парная форма — игра одного человека с другим человеком, как правило, в обстановке соревнования и соперничества.
- Групповая форма — это игра трех или более соперников, преследующих в обстановке соревнования одну и ту же цель.
- Коллективная форма — групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяют команды соперников.
- Массовая форма игры — тиражированная одиночная игра с прямой и обратной связью от общей цели, которую одновременно преследуют миллионы людей.
Больше всего слушателям нравится групповая форма проведения игр. Это объясняется стремлением к общению с коллегами, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет.
Для того чтобы игровые формы обучения были эффективными, укрепляли и расширяли знания, педагогам необходимо соблюдать следующие рекомендации:
- ответственно подойти к выбору игры, ее содержанию;
- хорошо продумать ход проведения игры;
- обязательно соблюдать условия и правила игры;
- никогда и никого нельзя заставлять играть, в игре важно заинтересовать!
- быть объективным;
- не перенасыщать образовательный процесс игровыми методами.
ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ В РАБОТЕ С КАДРАМИ
Использование сказочных героев, сюжетов и т. д.
Рецензия. Слушатели отвечают, а рецензисты пишут рецензию ответа по схеме:
1) раскрытие темы,
2) полнота ответа,
3) наличие интересных фактов,
4) логика мышления,
5) культура речи,
6) ошибки и неточности во время ответа.
Кроссворд (ассоциативный). Этот известный прием предназначен для отработки новых понятий и закрепления изученных. Возможны разные варианты организации деятельности слушателей с кроссвордами: разгадать, составить, найти ошибку и т. д.
Фантазеры. Заранее подготовленные слушатели рассказывают всей аудитории текст, допуская при этом несколько ошибок. Задача остальных - найти эти ошибки.
Передача предмета. Выбирается любой предмет: мячик, кубик, мишка (в зависимости от ситуации). Участники передают его по очереди друг другу, сопровождая ответом на вопрос ведущего.
Вопрос — ответ. К столу, на котором лежат карточки с вопросами и ответами, выходит пара слушателей. Один выбирает вопрос, другой— ищет на него ответ.
Цепочка. Цепочки могут быть разных типов: ответов, вопросов, умных мыслей, терминов и т. д. Игра развивает внимание.
Блеф-клуб. Ответы на вопросы типа: «Верите ли вы, что...», «Правда ли, что...».
Найди вопрос. На доске написаны ответы, необходимо подбирать к ним вопросы.
Наведи порядок. Слушателям предлагаются слова, которые нужно поставить в определенном порядке, чтобы получилось предложение. Затем из полученных предложений составить текст.
Рекламная компания. После изучения темы предлагается сделать рекламу, рекламный плакат.
Шпаргалка. Слушатели делятся на 2 группы. Первая группа читает текст, пишет шпаргалки по данной теме (рисунки, схемы, краткое содержание и т. д.), затем передает их слушателям второй группы, которым с помощью данной шпаргалки необходимо раскрыть содержание текста.
Автор консультации. Педагогам предлагается научный текст, который нужно переписать для разных категорий людей: коллег, родителей, дошкольников, бабушек и т. д.
СИТУАЦИИ УСПЕХА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Все, что перестает удаваться, перестает и привлекать.
Ф. Ларошфуко
В последнее время выражение «ситуация успеха» стало очень популярным в педагогической практике. Положительные эмоции являются важнейшим стимулом для педагогов в образовательном процессе. Этот прием носит двусторонний характер: ситуацию успеха организует для своих педагогов руководитель, но в дальнейшем обязательно должен наступить такой момент, когда педагоги будут стараться создать ситуацию успеха для своего руководителя. Этот момент является ценным критерием действительной оптимизации образовательного процесса.
Что же такое ситуация успеха?
С психологической точки зрения успех, как считает А. Белкин, — это переживание состояния радости, удовлетворения: от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
С педагогической точки зрения ситуация успеха — это целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Ситуация успеха создается путем сочетания условий, которые обеспечивают успех. Успех в деятельности — один из источников внутренних сил педагога, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание самообразовываться. Поэтому руководитель должен дать каждому педагогу возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. И наиболее эффективным здесь будет путь создания ситуации успеха среди коллег, где каждый педагог сможет проявить свои способности, реализовать свои идеи. Особенно важно переживание ситуации начинающим педагогам, которые испытывают трудности.
Как руководителю создать ситуации успеха в образовательном процессе?
Прежде всего, необходимо:
^ подготовить педагога к правильному восприятию нового вида деятельности, настроить на правильное выполнение поставленных задач: «Я уверена, что все у вас получится!»;
^ подбодрить, если педагог допускает ошибки или у него не получается что-либо выполнить;
^ повышать интерес к изучению нового, используя творческие задания и т. д.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА
Личность — это то, что человек делает из себя сам,
утверждая свою человеческую жизнь.
Человек утверждает свою личность в повседневных делах,
в общении с людьми, которым он передает частицу себя...
А. Н. Леонтьев
Тема педагогической этики очень деликатна, т. к. от нее во многом зависит результативность образовательного процесса.
Главным в педагогической деятельности является личностный аспект. Нравственные качества, которыми должен обладать педагог: честность, порядочность, доброта, сопереживание, корректность, отстаивание своих взглядов при учитывании интересов других. Для того чтобы улыбнуться, сказать добрые слова, нужны считанные секунды, а сколько успеха приносят они в педагогической деятельности. Только искренней любовью можно заслужить доверие ребенка, право его учить и воспитывать.
Необходимо учить детей быть «солнышками», светить добрыми делами, согревать окружающих своим теплом. А для этого и сам педагог должен быть тем же «солнышком». Каждый ребенок хочет, чтобы его не просто любили, а чтобы он купался в этой любви, чтобы его не просто учили, а чтобы он погружался в мир знаний с большим интересом.
Дети должны ощущать себя ценными в этом мире, чему помогут такие фразы, как: «Ребята, вы талантливы!», «Вы приносите радость этому миру» и др.
Золотые правила успешного педагога
- Стремитесь быть личностью, к которой тянутся дети.
- Старайтесь завоевать любовь и уважение детей к себе. Это возможно, когда Вы сами любите, уважаете и заботитесь о каждом ребенке.
- Не заводите «любимчиков», все дети равны.
- Будьте всегда веселы, проявляйте чувство юмора, «излучайте» тепло. От вас должен исходить позитив.
- Поддерживайте каждый успех ребенка.
- Вдохновляйте ребенка к новым достижениям.
- Будьте доброжелательны, ведь в детях нет ничего, что вызывает жестокость.
- Обретите гармонию души для того, чтобы потом помочь обрести ее детям.
-Учитесь владеть искусством общения с детьми, тогда сумеете найти подход к ним, общий язык.
- Уважайте себя, собственное достоинство, свои успехи. Это помогает развить данное качество и в ваших детях.
- Контролируйте свои эмоции, чувства. Ваша деятельность не должна зависеть от настроения.
- Цените доверие детей, защищайте их, уважайте их чувства.
- Боритесь с ленью воспитанников, доносите до них сведения, что только активная познавательная деятельность является залогом достижения успеха в жизни.
- Будьте терпеливы, не требуйте от детей невозможного.
- Помните, что у ножа одно лезвие, а у слова — их тысячи. Следите за сказанным, умело подбирайте тон разговора. Знайте цену каждому слову.
- Хвалите детей. Не бойтесь перехвалить их. Они так нуждаются в ваших теплых словах.
- Не принуждайте. Принуждение порождает ненависть, умейте убеждать.
Педагогов, которые в своей деятельности придерживаются всех этих правил, единицы. Но Вы начните с пяти. Поверьте, когда вы увидите результат, который проявится в отношении детей к вам, остальные правила будут выполняться сами собой — от души.
Правила педагогического общения
Педагог должен:
- продумывать каждое свое слово, не быть пустословным;
- быть требовательным к себе и к окружающим;
- быть лаконичным, динамичным;
- уметь смотреть на себя глазами ребенка;
- уметь обьективно оценивать действительность;